Навигация

Шаманские орудия


Шаманское путешествие

Как уже говорилось, непосредственно само шаманское путешествие приносит исцеление и гармонию. Однако в процессе подобных странствий происходят дополнительные специфические эффекты, вызванные личными переживаниями шамана и оказывающие благотворное воздействие на его психическое состояние.

В качестве примера рассмотрим ситуацию борьбы с собственными страхами, когда шаман в процессе путешествия может столкнуться лицом к лицу со страшными духами и ужасающими сценами.

Могут возникать видения разрушений или смерти, образы злых духов и сверхъестественных существ, которые угрожают душе или жизни шамана. Однако шаман, не смотря на все ужасы, открывающиеся его взору, не должен убегать от них или отступать, его задачей является борьба с ними и преодоление всех препятствий на пути к исцелению и добыче ценной информации для своей общины.

Современными исследованиями доказано, что собственные страхи можно побороть, если сознательно идти к ним навстречу. Существует даже специальное стратегическое направление терапии – Имплозия, которая представляет собой некий «взрыв, направленный в глубину себя». Вероятнее всего, данное состояние схоже с чувствами, которые испытывает шаман в ходе своих странствий.

При проведении Имплозивной терапии основной задачей является определенным способом вызвать у пациента яркие образы его страхов и научить противостоять им и менее болезненно на них реагировать. Результатом терапии является достижение состояния десенситизации, то есть пациент восстанавливает душевное равновесие, и при этом образы, вызывающие страхи в реальной жизни (это могут быть и объекты, и люди, и какие-либо иные явления или события), совершенно перестают быть устрашающими.

Несомненно, что существует сходство между данным видом терапии и шаманскими странствиями. Шаманы не отрицают процесс десенситизации и   говорят, что «человек может увидеть даже мертвецов, которые подходят к нему,  может услышать то, как они гремят своими костями. И если вы сможете воспринимать это без страха, то никогда и ничего вас больше не  испугает».

Однако существенное отличие все-таки есть. И оно состоит в том, что при шаманских путешествиях образы появляются не в результате целенаправленного поиска, а совершенно спонтанно, то есть шаман никогда не знает, с чем ему придется столкнуться в определенном странствии.

Вероятнее всего, спонтанные устрашающие символы символизируют те аспекты нашей психики и внутреннего «Я», в которых мы боимся или не хотим признаться даже самим себе. Именно поэтому мы воспринимаем данные образы как устрашающие, плохие или зловещими. Для того, чтобы лишить их устрашающей силы, прежде всего, нужно признать существование в нашей психической составляющей этих теневых и даже нежелательных аспектов и качеств.

Кстати, в юнгианской психологии данное противоборство с теневой стороной нашей психики считается обязательным этапом на пути становления Личности, то есть важной стадией для становления нашего истинного «Я». К тому же, сам Юнг считал, что все шаманские образы являются свидетельством процесса шаманской индивидуации.

К еще одному целительному процессу, возникающему при шаманских странствиях, относится идентификация с животными силами и духами. Современные психиатры, неврологи и физиотерапевты признают, что подобная идентификация является мощным средством, обладающим психотерапевтическим действием. Не исключено, что именно данный процесс является средством исцеления шаманов вот уже на протяжении нескольких тысяч лет.